?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мой первый перепост (кнопка не сработала).

http://domestic-lynx.livejournal.com/50493.html

НЕВЕЖЕСТВО И МРАКОБЕСИЕ
 
рысь
[info]domestic_lynx
18 ноября, 21:28

Меня пригласили на конференцию на экономическом факультете МГУ, в рамках ломоносовских торжеств. Разговор пойдёт об интеллекте ; интеллектуальной экономике, интеллекте как факторе развития, экономике знаний и т.п. Эта тема мне очень близка. Вот о чём я скажу на этом чрезвычайно интеллектуальном собрании.НЕВЕЖЕСТВО И МРАКОБЕСИЕ ; МОТОР СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯПрофессорКатасонов рассказал в ЛГ. Он любит задавать студентам такой вопрос:«Что является главным ресурсом современной экономики?» Ответы разные:нефть, деньги, знания. И всё мимо. «Главный ресурс современнойэкономики, - торжественно возглашает профессор, - это дурак. Ему можновпарить всё». Смех в зале.Забавно, правда? А на самом деле это нешутка, а, как говаривал Остап Бендер, «медицинский факт». Моторомсовременного развития являются невежество и мракобесие.«ОСТАНОВИМ ЕЁ И РАССПРОСИМ: «КАК ДОШЛА ТЫ ДО ЖИЗНИ ТАКОЙ?»Человечестводостигло максимума своей научно-технической мощи в 60-е годы ХХ века.После этого ничего радикального в науке и технике не произошло.Движущей силой этого развития была ракетно-ядерная гонка. Символом иапофеозом научно-технической мощи был выход человека в Космос.Вэто время научная профессия была самой модной и престижной, бородатыефизики были героями книг и фильмов, их любили девушки, им подражали«юноши, обдумывающие житьё». Я помню, насколько был моден Космос в моёдетство ; в 60-е годы. Мы знали на память всех космонавтов, я, помнится,выпускала стенгазету с заголовком, которым очень гордилась: «Новая вехакосмической эры ; радиограмма с далёкой Венеры».Был огромныйспрос на инженеров-физиков, математиков. Именно физик был в те временасовременной версией «добро молодца». Каждая эпоха порождает свою версиюгероя нашего времени ; так вот тогда это был учёный;физик. Лучшие,умнейшие поступали матшколы, а потом в какой-нибудь МИФИ или МФТИ.Очевидно: чтобы один стал мировым чемпионом, тысячи должны начать игратьв футбол в дворовой команде. Точно так и чтобы один совершил мировоеоткрытие, мириады должны выйти на старт: прилично учитьфизику-математику, морщить лоб над задачкой из журнала «Квант»,стремиться к победе в районной олимпиаде. И все эти занятия должны бытьмодными, уважаемыми, престижными. Так тогда и было. Быть умнымсчиталось модно. В моё детство был альманах «Хочу всё знать!» - тамписали по большей части о науке и технике. И дети в самом деле хотелиэто знать.Уже в 70-е годы словно закончилось горючее в ракете иона вышла на баллистическую орбиту. Всё шло вроде по-прежнему, но шлопо инерции, душа мира ушла из этой сферы жизни. Напряжениеракетно-ядерной гонки начало сходить на нет. Постепенно ядерныесверхдержавы перестали взаправду бояться друг друга и ожидать друг отдруга ядерного удара. Страх стал скорее ритуальным: советской угрозойпугали избирателей и конгрессменов в Америке, а «происками империализма»- в СССР. То есть гонка вооружений продолжалась: большое дело вообщеобладает колоссальной инерцией, просто так его не остановишь: вон у нассоветская жизнь до сих пор не до конца развалилась. (Я имею в виду итехническую инфраструктуру, и броделевские «стркутуры повседневности»).Гонкавооружений продолжалась, но такого, чтоб министр обороны США выбросилсяиз окна с криком: «Русские идут!» - такого уже быть не могло. Гонкавооружений со временем утратила свою пассионарность, стала делом небоевым, а всё больше бюрократическим.Научно-техническиетребования правительств к своим научным сообществам понижались.Политическое руководство уже не говорило учёным, как тов. Бериятов.Королёву, сидя в укрытии на атомном полигоне: «Если эта штука невзорвётся, я тебе голову оторву!».Соответственно и научнаяпрофессия, оставаясь по-прежнему престижной, всё более и болеестановилась просто одной из профессий, не более того.Из анналовистории нашей семьи. Отец и дядя моего мужа на рубеже в начале 50-хгодов поступили в институты: мой свёкор в Бауманский, а его брат ; вМГИМО. Так вот тот, кто поступил в Бауманский, считался в своёмокружении более удачливым и. так сказать, крутым, чем тот, кто поступил вМГИМО. Уже в моё время, в 70-х годах, шкала престижа изменилась наобратную.Проявлением этого нового духа оказалась знаменитаяРазрядка напряжённости, под знаком которой прошли 70-е годы. Всерьёз ввоенную угрозу никто не верил, не строил бункеры в огороде, не запасалсяпротивогазами. Тогда восторженные певцы Разрядки говорили, что это ;истинное окончание Второй мировой войны, истинный переход к миру. Вполневозможно, в духовном, психологическом смысле именно так и было.Соответственнои мода на науку, на естественно-техническое знание, на научный образмышления ; постепенно сходила на нет. Наука ведь не способнаразвиваться на собственной основе, из себя. Задачи ей всегда ставятсяизвне. В подавляющем большинстве случаев это задачи совершенствованиявоенной техники. Из себя научное сообщество способно породить только то,что называется «удовлетворением собственного любопытства за казённыйсчёт».В 60-70-е годы научный способ мышления (т.е. вера впознаваемость мира, в эксперимент и логическую его интерпретацию) всёбольше уступала месту разного рода эзотерическим знаниям, мистике,восточным учениям. Рационализм и свойственный науке позитивизм сталактивно расшатываться. В Советском Союзе это официально недозволялось, что только подогревало интерес. Великий бытописательсоветского общества Юрий Трифонов запечатлел этот переход в своих«городских» повестях. Инженеры, научные работники ; герои его повестей -вдруг дружно впадают в мистику, эзотерику, организуют спиритическиесеансы. На Западе в это же время распространилась мода на буддизм, йогуи т.п. учения, далёкие от рационализма и научного подхода кдействительности.Это было одной и предпосылок того, что произошло дальше. Были и другие мощные предпосылки.«ЖИТЬ СТАЛО ЛУЧШЕ, ЖИТЬ СТАЛО ВЕСЕЛЕЙ»Примерно в 60-е годы прогрессивное человечество настигла своеобразная напасть.Примернов 60-70-е годы в ведущих капиталистических странах случилось то, чегоне оно, человечество, не знало с момента изгнания из рая. То, что обэтом никто не трубил и не трубит, лишний раз подтверждает неоспоримое: ив своей маленькой жизни, и в общей жизни человечества люди отцеживаютпустяки, а большое и главное ; даже не замечают. Так что же такоеслучилось?Случилось страшное.Базовые бытовые потребности подавляющего большинства обывателей оказались удовлетворенными.Чтозначит: базовые? Это значит: естественные и разумные. Потребности вдостаточной и здоровой пище, в нормальной и даже не лишённойопределённой красоты одежде по сезону, в достаточно просторном игигиеничном жилье. У семьи завелись автомобили, бытовая техника.Ещёв 50-е и в 60-е годы это было американской мечтой ; мечтой в смыследоступным далеко не всем. В Англии 50-х годов даже родилось такое словоsubtopia ; склеенное из двух слов «suburb» (пригород) и «utopia»: мечта особственном домике в пригороде, оснащённым всеми современнымиудобствами.Пару лет назад назад блогерDivov разместил в своём журнале интересный материал на эту тему. Этоперевод фрагмента воспоминаний о жизни в Англии, в провинциальномшахтёрском городке рубежа 50-х и 60-х годов. Так вот там на весь городокбыла одна (!!!) ванная, «удобства» у всех жителей были на дворе,содержимое ночных горшков к утру покрывалось льдом, мама стирала вкорыте, фрукты покупались только когда кто-то заболевал, а цветы ; когдаумирал.Так вот достаточный житейскийкомфорт и обеспеченность стали доступны примерно двум третям населения вконце 60-х ; начале 70-х годов. С напряжением, с изворотами, но ;доступны. Речь, разумеется, идёт о «золотом миллиарде».Преждеэтого не было никогда в истории и нигде в мире! До этого нормой жизнипростолюдинов была бедность. И повседневная напряжённая борьба за кусокхлеба. Так было во всех ; подчёркиваю: всех! ; странах мира. Перечитайтепод этим углом зрения реалистическую литературу от Гюго и Диккенса доРемарка и Драйзера, почитайте «Римские рассказы» 50-х годов итальянскогописателя Альберто Моравиа ; и вам всё станет ясно.И вот всёдивно изменилось. Нормальный, средний работающий обыватель получилсносное жильё, оснащённое современными удобствами и бытовой техникой, онстал прилично питаться, стал покупать новую одежду.Мнедоводилось беседовать с пожилыми европейцами, которые помнят этоттектонический сдвиг, этот эпохальный переход, этот … даже и не знаю, какего назвать, до того он эпохальный. Помню, один итальянец рассказывал,как после войны у него была мечта: съесть большую тарелку щедросдобренных сливочным маслом макарон. А в на излёте 60-х годов он вдругобнаружил, что «non mi manca niente» - дословно «у меня ничего неотсутствует». А это ужасно! Что же получается? Человек отодвигаеттарелку и говорит: «Спасибо, я сыт»? Что же дальше?Инымисловами, модель развития, основанная на удовлетворении нормальныхпотребностей на заработанные людьми деньги, исчерпала себя. У людей небыло и не предвиделось ни роста наличных денег, ни роста потребностей.Бизнес мог расти только с ростом населения, которое тоже как назлопрекратило рост в развитых странах.Достоевский в «Подростке» пророчил. Наестся человек и спросит: а что же дальше? Смысл ему жизни подавай. Или иные какие цели.Но в реальности спросил не человек. Его опередили. Опередил глобальныйбизнес. Он первый спросил «Что дальше?» и первый нашёл ответ.Капитализмне может существовать без экспансии. Глобальному бизнесу нужны новые иновые рынки сбыта. И эти рынки были найдены. Они были найдены не заморями (там уже было к тому времени нечего ловить), а В ДУШАХ ЛЮДЕЙ.Капитализмначал уже не удовлетворять, а создавать всё новые, и новые потребности.И триумфально их удовлетворять. Так, операторами сотовой связи созданапотребность непрерывно болтать по телефону, фармацевтическимикорпорациями ; потребность постоянно глотать таблетки, фабрикантамиодежды ; менять её чуть не каждый день и уж во всяком случае ; каждыйсезон.Можно также создавать новые опасности ; и защищать отних с помощью соответствующих товаров. Защищают от всего: от перхоти, отмикробов в унитазе, от излучения сотового телефона. Как маркетолог могусказать, что на российском рынке лучше всего идёт модель «бегство отопасности».На первый план вышел маркетинг. Что такоемаркетинг? В сущности, это учение о том, как впендюрить ненужное. Тоесть как сделать так, чтобы ненужное показалось нужным и его купили.Почему маркетинга не было раньше, в ХIХ, положим, веке? Да потому, чтонужды в нём не было. Тогда производились нужные товары и удовлетворялисьреальные потребности. А когда нужно стало выдумывать потребности ложные; вот тогда и понадобился маркетинг. Такова же роль тотальной рекламы.Маркетологи испытывают профессиональную гордость: мы не удовлетворяем потребности ; мы их создаём. Это в самом деле так.Длятого чтобы люди покупали что попало, разумные доводы отменили.Поскольку речь идёт о навязанных и ложных потребностях ; рациональнообсуждать их опасно. Очень легко может оказаться, что они ; ложные, ато, о чём, говорят, не существует в природе и вообще не можетсуществовать в силу законов приоды. Навязывание потребностей происходитстрого на эмоциональном уровне. Реклама апеллирует к эмоциям ; это болеенизкий пласт психики, чем разум. Ниже эмоций ; только инстинкты.Сегодня реклама всё больше апеллирует прямо к ним.Для того,чтобы процесс шёл бодрее, необходимо устранить препятствие в видерационального сознания, привычек критического мышления и научныхзнаний, распространённых в массах. Очень хорошо, что эти привычки изнания стали расшатываться ещё на предыдущем этапе. Всё это мешаетглобальной экспансии капитализма! Это мешает продавать горы ненужных ипустых вещей.Вообще, включать критическое и рациональноемышление сегодня ; не требуется. Это не модно, не современно, не trendy.С.Г. Кара-Мурза постоянно говорит о манипуляции сознанием (собственно,одноимённая книжка и принесла ему известность). Это не совсем так.Глобальный капитализм замахивается на задачу более амбициозную, чемманипуляция сознанием. Манипуляция сознанием ; это всё-таки точечноежульничество, разовая подтасовка. А сейчас речь идёт о глобальномформировании идеального потребителя, полностью лишённого рациональногосознания и научных знаний о мире. Известный философ Александр Зиновьевверно сказал, что идеальный потребитель ; это что-то вроде трубы, вкоторую с одного конца закачиваются товары, а из другого они со свистомвылетают на свалку.Кто такой идеальный потребитель? Этоабсолютно невежественный, жизнерадостный придурок, живущий элементарнымиэмоциями и жаждой новизны. Можно сказать, не придурок, а деликатнее ;шестилетний ребёнок. Но если в тридцать лет у тебя психика шестилетнего ;ты всё рано придурок, как ни деликатничай. У него гладкая, необезображенная лишними мыслями физиономия, обритая бритвой «жилет»,белозубая улыбка, обработанная соответствующей зубной пастой. Он бодр,позитивен, динамичен и всегда готов. Потреблять. Что именно? Что скажут ;то и будет. На то он и идеальный потребитель. Он не будет ныть: «А нечто мне новый айфон, когда я старый-то не освоил? И вообще мне это ненадо». Ему должно быть надо ; всё. Схватив новую игрушку, он долженнемедленно бросать прежнюю.Он должен постоянно перекусывать,испытывая «райское наслаждение» и при этом героически бороться с лишнимвесом. И при этом не замечать идиотизма своего поведения. Он долженпостоянно болтать по телефону, и при этом исступлённо экономить науслугах сотовой связи. Он должен (это уже скорее ; она) непрерывнозащищать своих близких от микробов, что вообще-то совершенно нетребуется и даже вредно. И главное, он должен верить ; верить всему, чтоему скажут, не требуя доказательств.Вообще, самый феноменрационального доказательства, который когда-то был большим достижениемантичной цивилизации и с тех пор неразрывен с мыслящим человечеством, наглазах угасает и грозит исчезнуть. Люди уже не испытывают в нёмпотребности.СМИ ; ВИРТУАЛЬНЫЙ «ОСТРОВ ДУРАКОВ»Длявоспитания позитивного гедониста ; идеального потребителя, которыйнепрерывно радует себя покупками, обжирается и при этом активно худеет,не замечая нелепости своего поведения, необходима повседневнаяцеленаправленная работа по оболваниванию масс.Главнейшую роль в этом деле играет телевидение как наиболее потребляемое СМИ, но этим дело не ограничивается.Потреблениене сказать «духовного», но скажем: «виртуального» продукта должно тоженепрестанно радовать или, во всяком случае, не огорчатьзатруднительностью, непонятностью, сложностью. Всё должно быть радостно ипозитивно. Любая информация о чём угодно должна низводить всё доуровня элементарной жвачки. Например, любые великие люди должныпредставать как объект кухонных пересудов, как такие же простые иглуповатые, как сами зрители, и даже не сами зрители, а как те идеальныепотребители, которых из зрителей планируется вырастить.Ни о чёмпотребитель не должен сказать: «Этого я не понимаю» или «В этом я неразбираюсь». Это было бы огорчительно и не позитивно.Когда-тоМ.Горький писал, что есть два типа подхода к созданию литературы ипрессы для народа. Буржуазный подход ; это стараться опустить тексты доуровня читателя, а второй подход, советский, ; поднять читателя доуровня литературы. Советские писатели и журналисты, - считал Горький, -должны поднимать читателя до уровня понимания настоящей литературы ивообще серьёзных текстов. Современные СМИ не опускаются до наличногоуровня читателя ; они активно тянут этого читателя вниз.Всёшире распространяются книжки-картинки, но не для трёхлетних, как этобыло всегда, а для взрослых. Например, удачное издание этого типа ;последний период новейшей истории СССР и России в картинках оттелеведущего Парфенова.В сущности, современные СМИ ; этовиртуальный Остров Дураков, блистательно описанный Н.Носовым в «Незнайкена Луне». Мне кажется, что в этой сатире автор поднимается досвифтовской высоты. Речь в этом замечательном тексте идёт, кто забыл,вот о чём. На некий остров свозят бездомных бродяг. Там их непрерывноразвлекают, показывают детективы и мультики, катают на каруселях и др.аттракционах. После некоторого времени пребывания там, надышавшисьотравленным воздухом этого острова, нормальные коротышки превращаются вбаранов, которых стригут, получая доход от продажи шерсти.Наши СМИ исправно поставляют заказчикам баранов для стрижки.Заказчикив узком смысле ; это рекламодатели, а заказчики в широком смысле ; этоглобальный бизнес, для которого необходимы достаточные контингентыпотребителей. Как советская пресса имела целью коммунистическоевоспитание трудящихся, точно так сегодняшние СМИ имеют целью воспитаниеидеальных потребителей. Только совершенно оболваненные гражданеспособны считать целью жизни непрерывную смену телефонов илинепрерывную трату денег на радующие глаз пустяки. А раз это так ;граждан нужно привести в надлежащий вид, т.е. оболванивать.Оболваниваниеначинается со школы, с детских журналов с комиксами, которые купитьможно везде, в то время как более разумные журналы распространяютсятолько по подписке и нигде не рекламируются. Я сама с удивлением узнала,что издаются газеты и журналы нашего детства «Пионерская правда»,«Пионер». Но они нигде не проявляют себя, школьники о них не знают, эточто-то вроде подпольной газеты «Искра». Этих изданий (качество которыхтоже не идеально, но вполне сносно) нет ни в школьных библиотеках, ни вкиосках, их вообще нет в обиходе. В результате большинство детей читаюттолько фэнтези, что готовит их к восприятию гламурной прессы, дамских идетективных романов и т.п.Результатом такой целенаправленнойполитики является невозможность и немыслимость никакой серьёзнойдискуссии в СМИ, вообще никакого серьёзного обсуждения чего бы то нибыло. Даже если бы кто-то такое обсуждение и затеял, оно бы просто небыло никем понято и поддержано. Американские специалисты установили, чтонормальный взрослый американец-телезритель не способен воспринимать иотслеживать последовательное развёртывание какой-либо темы долее трёхминут; дальше он теряет нить разговора и отвлекается. Относительно нашейаудитории данных нет. Сделаем лестное для нашего патриотическогочувства предположение, что наши в два раза умней. Тогда они могутслушать не три минуты, а, например, шесть. Ну и что? О каком серьёзномобсуждении может вообще идти речь?Характерно, что даже люди сформально высоким уровнем образования (т.е. имеющие дипломы) не ощущаютнеобходимости в рациональных доказательствах какого бы то ни былоутверждения. Им не требуются ни факты, ни логика, достаточно шаманскихвыкриков, вроде получившего в последнее время широкое хождениеуниверсального способа аргументации: «Это так!»На своихзанятиях с продавцами прямых продаж (практически все с высшимобразованием, полученным ещё в советское время ; учителя, инженеры,экономисты, врачи) я многократно убеждалась: людям не нужнааргументация. Она только занимает время и попусту утяжеляетвыступление. Аргументированное выступление воспринимается как нудное.«Вы скажите, как оно есть, и дело с концом». Гораздо лучше всякихаргументов воспринимается то, что Руссо называл «эмоциональнымивыкриками» и приписывал доисторическим дикарям.Привычкасозерцать любимых телеведущих формирует представление (возможно,неосознанное): главное не что говорится, а главное ; кто говорит. Еслиговорит человек уважаемый, любимый, симпатичный ; всё принимается заистину, «пипл схавает». Люди испытывают потребность видеть «говорящуюголову» на телеэкране, восприятие даже простого текста в печатном видеочень трудно. Недаром многие мои слушатели охотно приобретаютвидеозаписи моих выступлений, хотя гораздо проще (с точки зрениятрадиционной) их прочитать.ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ?Впростоте своей министр Фурсенко проболтался: цель образование ;воспитание культурного потребителя. И современная школа ; средняя ивысшая ; постепенно подтягивается к данной задаче. Не сразу, ноподтягивается.Чему сейчас учат? Как себя вести в социуме, каквписаться в коллектив, как сделать видеопрезентацию или написать CV. Афизика с химией ; это нудьга, совок, прошлый век.Не так давно нашоссе Энтузиастов висел билборд, изображающий симпатичную «молекулусеребра», содержащуюся уж не помню в чём ; кажется, в;дезодоранте-антиперспиранте. Идиотизм этой рекламы среди трудящихсямоей компании заметила только одна пожилая женщина ; инженер-химик подореволюционной профессии. Потом билборд сняли.Знать, всмысле держать в голове, ; учат нас ; ничего не надо. Всё можнопосмотреть в Яндексе. Это очень продуктивная точка зрения. Есличеловек ничего не знает, то ему можно впарить всё. А пустая голова оченьхороша для закачивания в неё подробностей тарифных планов или свойствразных сортов туалетной бумаги.В этом деле достигнуты огромныеуспехи. Мне иногда приходится беседовать с молодыми людьми, поступающимик нам на работу. Они прилично держатся, опрятно выглядят, имеютнекоторые навыки селф-промоушена и при этом являются совершеннымидикарями: не имеют представления ни об истории, ни о географии, ни обазовых законах природы. Так, у нас работала учительница истории пообразованию, не знающая, кто такие большевики.Чего голову-тозабивать? Знать надо совершенно другое. Как-то раз я прошла в интернететест на знание разных модных штучек, свойственных, по мнениюустроителей, образу жизни среднего класса. Тест я позорно провалила,ответ пришёл такой: даже странно, что у вас есть компьютер иинтернетом, чтобы пройти этот тест.Вот именно на формированиетакого рода знатоков и рассчитаны современные учебные заведения исовременные образовательные технологии.Мракобесие и невежество ;это последнее прибежище современного капитализма. Это не просто некийдефект современного общества ; это его важнейший компонент. Без этогосовременный рынок существовать не может.Логичный вопрос: ктоже в таком случае будет создавать новые товары для «впарки» идеальнымпотребителям? И кто будет вести человеческое стадо, кто будет пастухами?Очевидно ; идеальные потребители для этой цели не годятся. Всовременных США сегодня эту роль играют выходцы из стран третьего мира,из бывшего СССР. Что будет дальше ; трудно сказать. Современныйкапитализм, вообще современная западная цивилизация не смотрит вперёд,ей главное ; сегодняшняя экспансия. И она достигается посредствомтотальной дебилизации населения. Потому что это ; сегодня главныйресурс.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

andrey_olegovic
andrey_olegovic

Latest Month

April 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner